Темы для индивидуального проекта

Рекомендованные требования по оформлению (ФГОС) индивидуального проекта

ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном итоговом проекте

Подготовка, написание и оформление
индивидуального проекта обучающихся 9–11
классов в соответствии с ФГОС ООО и СОО
в период 2025–2026 учебного года

Купить готовый инд. проект: https://inproproject.ru/projects
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение основывается на законодательных актах, включая Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273–ФЗ), Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и среднего общего образования, а также Примерную и Основную образовательные программы основного общего образования, утверждённые в школах России.

1.2. Документ определяет порядок организации работы над индивидуальным проектом в связи с переходом образовательного учреждения на ФГОС.

1.3. Проектная деятельность — это форма учебной и внеурочной работы, которая способствует повышению качества образования и развитию более открытого, демократичного стиля общения между педагогами и учащимися.

1.4.Индивидуальный итоговый проект — проект, выполненный учеником/студентом в рамках одного или нескольких учебных предметов или в рамках внеурочной деятельности.

1.5.Выполнение индивидуального итогового проекта является обязательным для каждого ученика.

1.6.Руководителем проекта может быть учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, психолог, социальный педагог, а также родитель или представитель общественности.

1.7.Цель выполнения проекта — демонстрация учебных достижений, самостоятельного освоения материала и методов в избранных областях знаний и видов деятельности, а также способности к планированию и реализации целесообразной и продуктивной деятельности в области учебного, конструкторского, социального или художественно-творческого процесса.

1.8.Индивидуальный проект служит ключевым инструментом оценки метапредметных навыков и используется для оценки личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, которые ученики приобретают в ходе изучения междисциплинарных учебных программ.

1.9.Проект должен представлять собой завершённую работу. Возможные формы: информационный, исследовательский, творческий, социальный (практико-ориентированный), прикладной, конструкторский или ролевой (игровой) проект. Допускается, что один проект может относиться сразу к нескольким видам или сочетать в себе все указанные формы.

1.10.Проекты могут быть предметными, метапредметными или межпредметными.

1.11.Защита индивидуального проекта является обязательной частью итоговой оценки достижений учащегося.

1.12.Итоговая оценка по дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в аттестат в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки.

1.13.Если ученик не выполняет проект, это приравнивается к неудовлетворительной отметке по предмету.

1.14.Все школьники/студенты, обучающиеся по ФГОС ООО, обязаны выполнить минимум 1 индивидуальный итоговый проект за весь процесс обучения.

1.15.Невыполнение индивидуального итогового проекта приравнивается к получению неудовлетворительной оценки по любому из учебных предметов.

1.16.Защита индивидуального итогового проекта входит в число обязательных компонентов системы контроля образовательных достижений учащихся.
2. Цели и задачи индивидуального проекта
2.1. Цели:

‒развитие умения системно осваивать знания, дополнять их самостоятельно и использовать в разных ситуациях;
‒формирование навыков сотрудничества и эффективной коммуникации;
‒умение решать личностные и социально значимые проблемы и применять найденные решения на практике;
‒использование ИКТ для обучения и развития;
‒развитие навыков самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

2.2. Задачи:

‒планировать работу: определять цель, описывать шаги её достижения и сохранять внимание на цели на протяжении всего процесса;
‒подбирать, анализировать и правильно использовать информацию;
‒развивать критическое и творческое мышление;
‒совершенствовать навыки публичных выступлений;
‒проявлять инициативу и выполнять работу в установленные сроки.

2.3. Для обучающегося выполнение проекта служит возможностью продемонстрировать свои достижения в выбранной области, научиться искать и систематизировать информацию по теме, овладеть принципами постановки задач и достижения целей, а также развить умение выступать перед аудиторией.

2.4. Для руководителя проектная работа означает необходимость создать условия для грамотного освоения информации и успешного выполнения проекта, оказывать поддержку и корректное сопровождение. При этом руководитель обязан уважительно относиться к выбору темы учащегося, не имеет права подвергать её жёсткой критике или умалять интересы обучающегося. Если же выбранная тема противоречит моральным нормам и общепринятым ценностям, педагог должен тактично и деликатно объяснить причины отказа и помочь в подборе более корректной темы.
3. Этапы работы над проектом
3.1. Работа над индивидуальным проектом строится поэтапно: подготовительный, основной и заключительный этапы. Планирование и контроль на каждом этапе осуществляются обучающимся совместно с руководителем.

3.2. Подготовительный этап (сентябрь – октябрь):

‒выбор темы проекта;
‒определение руководителя;
‒согласование предварительных направлений работы.

3.3. Основной этап (ноябрь – февраль): составление детального плана реализации проекта совместно с педагогом; поиск, сбор и изучение литературы и иных источников; отбор и анализ информации по теме; определение формы представления результатов (исследование, разработка, презентация и др.); оформление проекта в соответствии с установленными требованиями; предварительная проверка и обсуждение работы.

3.4. Заключительный этап (март – апрель): представление и защита проекта; итоговое оценивание выполненной работы.

3.5. Руководитель проекта отвечает за контроль соблюдения сроков на всех этапах.
4. Типы проектов и формы их представления
4.1. Все проекты должны быть связаны с актуальными вопросами современной научной, культурной, политической, юридической, экономической или социальной жизни. Индивидуальная проектная работа предполагает не только сбор и систематизацию информации, но и её самостоятельное осмысление, оригинальное толкование и демонстрацию личного взгляда автора на проблему.

4.2. Тема должна быть не только актуальной для общества, но и значимой лично для обучающегося. Интерес к теме напрямую влияет на качество и результативность работы, поэтому проект выбирается исходя из личных интересов и мотивации.

4.3.Основные типы индивидуальных проектов:

1. Информационный проект.

Ориентирован на сбор, обработку, систематизацию и анализ информации по выбранной теме. Главная цель — представить данные в доступной и структурированной форме. В ходе работы учащиеся учатся работать с источниками, выделять главное и правильно оформлять материал. Информационные проекты не предполагают формулировки гипотезы.

2. Исследовательский проект.

Направлен на проведение самостоятельного исследования. Учащиеся формулируют гипотезу, планируют и проводят эксперименты, наблюдения или опросы, анализируют данные и делают выводы. Такой проект развивает критическое мышление, аналитические навыки и умение работать с научной литературой.

3. Практико-ориентированный (социальный) проект.

Сосредоточен на решении актуальной социальной проблемы и всегда имеет конкретный прикладной результат: проект закона, программа действий, наглядное пособие, памятка, справочник, мероприятие, информационная кампания и т. д. Цель — улучшение жизни общества или решение определённой социальной проблемы.

4. Творческий проект.

Отличается свободным, нестандартным подходом к представлению результатов. Это могут быть литературные произведения, сценарии, музыкальные и театральные постановки, художественные выставки, видеофильмы и др. Такие проекты требуют значительных усилий, часто связаны с организацией работы группы людей, но при этом вызывают большой отклик и запоминаются надолго.

5. Инженерно-конструкторский проект.

Включает техническое моделирование и проектирование. Может представлять собой создание макета, модели, прототипа устройства или разработку инженерного решения. Требует научного обоснования и описания принципов работы.

В отдельных случаях выделяются два подвида:

Конструкторский проект — создание материального объекта, модели, изделия;

Инженерный проект — разработка инженерно-технического решения с комплектом чертежей и расчётов.

6. Игровой или ролевой проект.

Основан на моделировании ситуаций в форме игры. Помогает развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде и принимать решения. Примеры: деловые игры, ролевые тренинги, сценарные реконструкции событий и т. д.

4.4. Допускается сочетание разных типов проектов: информационно-исследовательские, исследовательско-социальные, информационно-творческие, инженерно-творческие и др. Это позволяет глубже раскрыть тему и получить более оригинальный результат.

4.5. Результат (итог) проектной работы должен иметь практическую направленность.

4.6. Формы представления результатов проектной деятельности (продукт проекта):

‒эссе, реферат, обзорная статья, отчёт об исследовании, стендовый доклад, аналитический отчёт, публикация, статья, справочник, сравнительно-сопоставительный анализ и др.;
‒театральная постановка, танцевальная композиция, стихотворение, исполнение музыкального произведения, компьютерная анимация, художественный или документальный фильм, видеоклип, сценарий мероприятия, литературное произведение, сказка, серия иллюстраций и др.;

‒макет, модель, конструкторское изделие, памятка, буклет, брошюра (мини-книжка), путеводитель, пакет рекомендаций, книга, наглядное пособие, атлас, коллекция, атрибуты несуществующего государства, материалы для информационного стенда, рабочая тетрадь (воркбук), дневник и др.;

‒диаграммы, результаты опроса, инфографика, презентация, электронный гайд, интерактивный чат-бот, веб-сайт, викторина или квиз, план мероприятия, карта, мультимедийный продукт, цифровое портфолио, образовательный подкаст, мемы по теме и др.

‒бизнес-план, проект закона, праздник, тематический вечер, выставка, экскурсия (реальная или виртуальная), игра (дидактическая, настольная, ролевая, деловая), офлайн- или онлайн-мероприятие, воркшоп, тренинг и др.

‒серия постов для соцсетей, блог или влог по теме проекта, телеграм канал по теме, новостная рассылка, медиаплан, пресс-релиз, пресс-пакет, информационная кампания, публичная лекция, интервью, флешмоб, челлендж и др.

‒дорожная карта по устранению проблемы, протокол решения кейса, разработка алгоритма действий в кризисной ситуации, проект по улучшению инфраструктуры, план профилактической кампании, кейс-методика, пакет конкретных мер по изменению ситуации, модель долгосрочного развития и др.

‒сценарий развития события, общества, науки или профессии, прогнозная модель (например, развития города, рынка, образования, экологии), альтернативная история («что было бы, если…»), концепт-документ (дизайн будущего устройства, транспорта, одежды, среды обитания), дорожная карта инноваций в определённой сфере, серия комиксов, AR/VR-прототип (дополненная или виртуальная реальность для демонстрации идеи).

4.7. Продуктом проекта может быть всё, что демонстрирует как результат, так и процесс работы над проектом.
5. Требования к содержанию, оформлению и защите индивидуального проекта
5.1 Требования к содержанию индивидуального проекта.
5.1.1.Тема проекта должна быть сформулирована чётко и грамотно, отражать его суть и не содержать языковых ошибок.

5.1.2.Стандартная структура проекта:

1 титульный лист;

2 оглавление;

3 введение;

4 основная часть (теоретическая и практическая главы);

5 заключение;

6 список используемых источников;

7 приложения.

5.1.3.На титульном листе указываются (см. приложение 1): название учебного заведения, тема работы, фамилия, имя и класс автора, фамилия, имя, отчество и должность руководителя (или консультанта), место и год выполнения работы.

5.1.4.В оглавлении должны быть перечислены все разделы работы с указанием страниц (см. приложение 2): введение, главы и параграфы основной части, заключение, список источников и приложения.

5.1.5.Введение включает: объяснение, почему тема актуальна и важна (актуальность и проблема проекта), объект и предмет изучения/исследования, гипотезу (только если проект исследовательский), цель проекта, задачи, которые помогают достичь цели, описание методов работы (например: анализ, синтез, опрос, наблюдение, эксперимент, сравнительно-сопоставительный анализ, статистика и др.), указание на практическую значимость работы, описание итогового продукта проекта.

5.1.6.Основная часть состоит из двух глав:

Теоретический раздел. Включает обзор и анализ информации из 5–25 источников. Важно перерабатывать материал, а не просто копировать. Использовать готовые работы из интернета запрещено.

Практический (экспериментальный) раздел. Содержит описание собственных исследований, опытов, расчётов, опроса, создания продукта и т. д.

Основная часть работы состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы — на пункты. В конце каждой главы делаются выводы.

5.1.7.Заключение содержит чёткие ответы на вопросы: достигнута ли цель, решены ли задачи, подтвердилась ли гипотеза. Нужно подчеркнуть новизну и значимость работы, а также предложить, как можно использовать результаты на практике. Выводы должны быть лаконичными и логично вытекать из содержания всей работы.

5.1.8.Список источников оформляется по правилам (см. приложение 3):

‒Печатные издания указываются в алфавитном порядке (фамилия и инициалы автора; название; место издания; издательство; год; количество страниц).

‒Интернет-источники: название материала, название сайта, точная ссылка (URL) и дата обращения к ресурсу.

‒При необходимости в тексте можно ставить сноски.

5.1.9.Приложения должны иметь заголовки и номера. В тексте работы при этом должны быть ссылки на соответствующие приложения.

5.1.10.Для конструкторских проектов дополнительно могут описываться технические решения, для социальных — эффект от реализации (например, польза для группы).
5.2. Требования к оформлению проекта.
5.2.1.Общие требования.

‒работа выполняется в текстовом редакторе Microsoft Word и печатается на белой бумаге формата А4 (210 × 297 мм);

‒допускается только односторонняя печать;

‒объём текста — от 10 до 29 страниц без учёта приложений;

‒поля: левое — 30 мм, верхнее — 20 мм, правое — 15 мм, нижнее — 20 мм;

‒шрифт Times New Roman;

‒размер шрифта: 14 пт — для основного текста; 14–16 пт — для заголовков;

‒межстрочный интервал — 1,5;

‒абзацный отступ — 1,25 см;

‒нумерация страниц арабскими цифрами, сквозная; титульный лист в нумерацию входит, но номер на нём не ставится; нумерация начинается со второй страницы (оглавления); расположение номера — по центру внизу страницы;

‒каждая новая глава (например, «ГЛАВА 1.») и параграф (например, «1.1.») начинается с новой страницы; заголовки располагаются по центру строки, точка в конце не ставится.

5.2.2.Таблицы, рисунки, схемы, диаграммы, фотографии.

‒оформляются единым шрифтом Times New Roman, размер 10–12 пт;

‒все таблицы, рисунки и иллюстрации должны быть пронумерованы и иметь название;

‒допускается сквозная нумерация (Таблица 1, Таблица 2; Рисунок 1, Рисунок 2 и т. д.) или нумерация по главам (Рисунок 4.1; Таблица 5.2); если таблица или рисунок единственные в работе, они не нумеруются;

‒на все рисунки, диаграммы и таблицы должны быть ссылки в тексте (например: «см. рисунок 3», «см. таблицу 2»);

‒диаграммы, таблицы и графики могут размещаться как в основном тексте, так и в приложениях. Однако если их размер превышает половину страницы формата А4, такие материалы обязательно переносятся в приложения. Туда же рекомендуется выносить рисунки, иллюстрации, фотографии, длинные списки и иные элементы, которые перегружают основной текст и мешают его восприятию.

5.2.3.При использовании цитат, данных и иной информации обязательно оформление ссылок на источник (внутритекстовых квадратных или подстрочных).

5.2.4.Уровень уникальности текста должен быть не менее 70 % (проверка на антиплагиат проводится, в том числе, с использованием сервиса text.ru). В случае выявления плагиата (заимствований без ссылок) работа к защите не допускается;

5.2.3.Отдельные элементы (формулы, схемы, чертежи), при необходимости, могут выполняться от руки чёрной пастой или тушью.

5.2.4.Для подачи работы в комиссию рекомендуется использовать пластиковые папки-скоросшиватели с файлами на бумажных носителях.
5.3. Требования к защите индивидуального проекта.
5.3.1.Защита проводится по графику, утверждённому приказом директора.

5.3.2.На защиту учащийся представляет:

‒папку с текстом проекта;

‒продукт проектной деятельности;

‒презентацию для сопровождения выступления;

‒отзыв (рецензию) руководителя проекта с характеристикой работы учащегося (по необходимости).

5.3.3.Рекомендуемый план выступления:

‒приветствие и представление (ФИО, класс, руководитель проекта);

‒обоснование актуальности темы и проблемы, которая решается в процессе проекта (для чего важна лично для автора и для других);

‒формулировка цели, задач, объекта, предмета и гипотезы (если есть);

‒описание процесса работы (не содержание текста, а что конкретно делал учащийся на каждом этапе (выявил…, узнал…, изучил…, понял… и т. д.);

‒представление продукта: его новизна, значимость и возможное применение (кто и где может использовать результат);

‒выводы (достигнута ли цель, решены ли задачи, подтверждена ли гипотеза);

‒задачи на будущее и перспективы развития проекта (при желании продолжить работу над проектом в дальнейшем).

5.3.4.Защиту принимает комиссия из не менее чем трёх человек. В неё могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, представители администрации и другие специалисты.

5.3.5.На выступление отводится до 10 минут. После доклада учащийся отвечает на вопросы членов комиссии.

5.3.6.Комиссия оценивает проект по утверждённым критериям.

5.3.7.Для обучающихся с ОВЗ, заболевших или отсутствовавших в основной срок, образовательное учреждение организует дополнительную защиту.

5.3.8.Если проект оценён как «неудовлетворительный», он возвращается на доработку. Ученик обязан устранить замечания в течение недели и повторно выйти на защиту.

5.3.9.Если ученик успешно защитил проект на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне, в образовательном учреждении ему выставляется высший балл, и он освобождается от повторной защиты.
6. Критерии оценки индивидуального проекта
6.1. Оценке подлежит как содержательная часть проекта, так и его защита.

6.2. Содержание проекта оценивается по четырём критериям (балльная система):

‒способность к научной работе (правильная постановка цели, формулировка гипотезы (если проект исследовательский), планирование, отбор и анализ информации, аргументированные выводы, корректная презентация результатов);

‒способность к аналитической, творческой и инновационной деятельности;

‒сформированность навыков проектной работы и самостоятельного применения знаний для решения учебных и практических задач;

‒развитие коммуникативных и исследовательских умений, а также критического мышления.

6.3. При оценке учитывается не только защита готового проекта, но и динамика работы: изменения, внесённые от замысла до реализации, их уместность и сохранение исходной идеи. Все критерии оценивания должны быть заранее известны учащимся.

6.4. Каждое образовательное учреждение имеет право самостоятельно установить максимальный итоговый балл за содержание и защиту проекта, а также определить диапазоны баллов, соответствующие определённым отметкам («5», «4», «3» и т. д.). Эти параметры утверждаются локальным актом школы по предмету «Индивидуальный проект» и доводятся до сведения обучающихся заранее.

6.5. Итоговая отметка заносится в журнал и в личное дело ученика по дисциплине «Индивидуальный проект».
7. Права и обязанности участников индивидуального проекта
7.1. Обучающийся в рамках проектной деятельности обязан:

‒самостоятельно выбрать тему индивидуального проекта и согласовать её с руководителем;

‒регулярно посещать консультации и занятия, предусмотренные планом работы над проектом;

‒ответственно относиться к рекомендациям и требованиям руководителя;

‒выполнять задания в установленные сроки;

‒подготовить и публично защитить проект, продемонстрировав владение материалом.

При этом обучающийся обязан не только соблюдать формальные требования, но и продемонстрировать достижения и знания в выбранной области, показать умение искать и систематизировать информацию, формулировать задачи и находить пути их решения, а также развивать навык публичного выступления.

7.2. Обучающийся имеет право:

‒получать консультационную и информационную поддержку руководителя на любом этапе работы;

‒пользоваться материально-техническими, информационными и библиотечными ресурсами учебного заведения для выполнения проекта;

‒предлагать собственные идеи и формы представления итогового результата.

7.3. Руководитель индивидуального проекта обязан:

‒совместно с обучающимся определить тему, цели, задачи и план работы;

‒помогать в выборе методов исследования и источников информации;

‒мотивировать ученика и оказывать методическую поддержку;

‒контролировать выполнение этапов проекта;

‒создать условия для успешной работы и уважительно относиться к выбору темы обучающегося.

Руководитель не имеет права подвергать её жёсткой критике или умалять интересы ученика. Если тема противоречит моральным нормам и ценностям, педагог обязан тактично объяснить причины отказа и предложить корректную альтернативу.

7.4. Руководитель имеет право:

‒требовать от обучающегося своевременного и качественного выполнения проекта;

‒использовать ресурсы образовательного учреждения для организации работы;

‒обращаться к администрации при систематическом нарушении сроков или требований учеником.

Приложения (пример оформления титульного листа, оглавления и источников): https://postimg.cc/gallery/7f7V4Z9
2025-09-02 08:59 Посты